Замок Шамбор -Экскурсии в замки Луары
Вот он - один из самых прекрасных ренессансных замков Долины
Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке
графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена
Людовиком Орлеанским.
Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII,
домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок
был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I,
который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Его
очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и
щедрого флорентийского мецената.
После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть
архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во
Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание,
которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с
традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с
реконструкцией замка Блуа Леонардо да Винчи в 1517 году работал над
проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519
году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты
строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для
того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное
крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому
замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению
здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек. Имя
архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ
каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи
и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона. Во
время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико
да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с
большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый
этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на
одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами,
соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень
похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания
относиться к итальянской архитектуре классического направления. План
в форме креста не использовался со времен античности, и только
Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св.
Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние
этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей
на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о
сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы
и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно
расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи.
Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой
традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением
на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными
открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской
средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса,
органично включенных в здание.
Работы продолжались в течение многих лет; в 1537 году был закончен
жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с
королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены
прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти
короля было закончено строительство крыла с королевскими
апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень
второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но
здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.
Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей
находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала
повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с
кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В
секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре
апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых
башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты,
что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над
которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а
точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность
автономного отопления.
Увенчанная фонарем центральная лестница с двойной спиралью
поднималась на все этажи до самой крыши. Эта лестница несомненно
имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из
четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не
пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и
задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе
строительства была упрощена.
Наверху лестницы расположена большая терраса, также имеющая
непосредственное отношение к замыслу Леонардо да Винчи. Отсюда
открывается великолепный вид на островерхую кровлю замка.
Даже на расстоянии можно заметить, как вся верхняя часть замка
взметнулась в небо своими люкарнами, украшенными в типично
итальянском стиле пинаклями, фонариками, каминными трубами,
орнаментированными колоннами, фронтонами, скульптурными
саламандрами, узорами из кровельного сланца, напоминающими облицовку
из итальянского полихромного мрамора. В центре кровли вытянулась
самая высокая часть - фонарь, высотой 32 o метра, который венчает
винтовую лестницу. Изначально этот фонарь был сквозным, витражи
являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают
выступающие сводчатые арки средневекового происхождения.
Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550
гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба
капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично
французский вкус.
Королевские апартаменты, для которых требовалось обширное
пространство, не могли разместиться в жестко разграниченных
равносторонних отсеках жилого корпуса, поэтому в 1526 году были
построены два крыла, предназначавшиеся специально для апартаментов
короля и капеллы. Это добавление, хотя и не предусмотренное в
первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по
стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для
разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой
стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза,
чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины
построек.
Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали
две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал,
предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон,
похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших
размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал,
служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского
Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого
окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами,
воспроизводящими саламандру и букву Р - эмблему короля Франциска I.
Капелла, расположенная в северо-западной части, также навеяна
итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны
дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода,
который в первоначальном проекте имел также кессонированную
декорировку. План замка, строго симметрический, имеет символическое
значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами,
предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между
королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью
земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии
возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых
лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами
страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33
километра...
Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно
расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели
замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими
винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже
располагались туалетные и ванные комнаты.
Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со
своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой
Анной д'Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в
замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона.
В распоряжении французской Короны было множество других замков, и
перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху
перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены
служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми
во время "мертвых сезонов".
С особым размахом и пышностью прошло в Шамборе парадное торжество,
организованное церемониймейстером - бароном Монморанси, в зиму 1539
года по случаю визита Карла V. Императорская свита, предваряемая
юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком
восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез
всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений".
Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему
двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек
украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без
женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года
он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как
часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".
После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска
I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего
этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал
украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был
подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне
трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей
принадлежали. В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова
наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда
приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил
охоту; по этому поводу сохранилось множество историй,
свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника.
Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного
изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без
устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой
рог, что из того потекла кровь.
После его смерти, наступившей в 1574 году, замок оставался не
занятым в течение 50 лет, так как Генрих III и Генрих IV посещали
его крайне редко. В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа,
куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар
проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления
привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала
испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы
по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей
дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице
замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка,
бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.
Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны.
Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там,
однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом
крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных
перед замком. Начиная с 1680 года резиденцию обогатили новые залы
второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был
оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая
замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была
частично преобразована в парк.
В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де
Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до
премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний
момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить
суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный
талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик
XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля.
Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он
прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом
на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом
и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На
следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во
дворянстве".
Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой
Мадемуазель" к Лозэну; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой
выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.
Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные
работы до конца. В 1725 году Людовик XV отдал Шамбор своему тестю
Станиславу Лещинскому, который возобновил строительство. Двадцать
лет спустя замок перешел к маршалу Саксонскому, покорителю Праги,
Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего
полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в
блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских
лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу,
умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это
случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что
любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти,
стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги
принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые
четверть часа в течение шести дней.
Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч
Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его
великолепное убранство было вывезено. Положение замка, уже бывшее
критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в
руки маршала Бертье. Во времена правления герцога де Бордо.