Замок Бриссак
Недалеко от Анжера, в окрестностях Бриссак в старину было множество мельниц. Название местности происходит от прозвища, данного мельнику еще в эпоху Каролингов. Будто этот мельник имел обыкновение высыпать зерно через дыру, проделанную в метке, откуда и прозвище "Breche-sac" (дыра в мешке), лежащее в основе современного названия "Бриссак".
Фульк Нерра, граф Анжуйский, приказал возвести здесь замок-крепость,
владельцы которого, постоянно менявшиеся вплоть до 1434 года, были
людьми военного звания. Затем замок был приобретен Пьером де Брезе,
лицом, приближенным ко двору, занимавшим неоднократно пост министра
при Карле VII и Людовике XI. Он предпринял работы по обновлению
фортификационного сооружения. Сегодня только две угловые башни с
машикулями в готическом стиле сохранились от той эпохи.
В 1502 или, может быть, в 1492 году Рене де Косее купил замок с
прилегающими землями.
Рассказывают, что
срочная продажа замка Жаком де Бризе последовала сразу же после
убийства его жены Шарлотты и ее любовника, с которыми он, якобы,
собственноручно расправился... По преданию, призрак хозяйки замка
еще и в наши дни бродит по его залам. Здание замка в значительной
степени пострадало во время религиозных войн, а в 1614 году было
восстановлено Карлом П де Косее, герцогом де Бриссак, маршалом
Франции.
Он обратился к знаменитому архитектору Жаку Корбино, который
предложил ему проект грандиозного сооружения, представлявшего собой,
судя по чертежам, уникальный образец для своего времени. Сооружение
должно было иметь 7-8 этажей - высота, необычная для построек начала
XVII века.
Работы велись главным образом в центральной части старой
конструкции, башни которой оставались нетронутыми до 1621 года. Карл
II де Косее принадлежал к партии Католической Лиги и открыл ворота
Парижа Генриху IV. Он умер в 1621 году, после чего все работы были
приостановлены. Вскоре замок был покрыт кровлей, так и не достигнув
предполагаемой высоты.
Здание испытало на себе явное влияние итальянского искусства
Возрождения, вдохновившего до этого многих зодчих, работавших в
Долине Луары. Восточный и северный фасады, выходящие соответственно
на небольшой город Бриссак и на парк вблизи Обанса, обнаруживают
некоторую асимметричность, несмотря все их изящество. Над шиферными
крышами взметнулись вверх высокие каминные трубы, а окна увенчались
треугольными и арочными тимпанами, непрерывными и разорванными.
Именно в этом замке 12 августа 1620 года произошло одно из очередных
примирений Людовика XIII с его матерью Марией Медичи, вдовой Генриха
IV, поднявшей войска против своего сына. По этому поводу герцог
Коссе-Бриссак устроил грандиозные торжества. Примирение происходило
в Комнате Юдифи в присутствии высшего духовенства страны сразу же
после подавления выступления мятежных войск под Пон-де-Се.
Затем в течение многих столетий замок оставался собственностью семьи
Коссе-Бриссак, которая гордилась знатностью своего рода,
насчитывающего четырех маршалов Франции, главнокомандующего
артиллерией, пятерых губернаторов Парижа и множество других
государственных деятелей.
Апартаменты замка украшены резными деревянными панелями, балки их
потолков богато расписаны, а обстановка до сих пор составлена из
ценных старинных предметов мебели. В Комнате Юдифи можно восхищаться
замечательными гобеленами, необычайно насыщенными по цвету, и
изящным камином; большой Зал Гвардейцев украшен шпалерами, гербами,
седлами и оружейными принадлежностями. В Столовой - две великолепные
лестницы со сходящимися наверху перилами в стиле Людовика XIII. В
других залах замка - множество семейных портретов, выполненных
знаменитыми мастерами. В южной готической башне, "входящей в новый
замок, построенный наполовину на месте старого замка, почти
разрушенного" (по определению, данному герцогом своей резиденции),
находится частная капелла, где можно видеть мраморный барельеф -
произведение Давида д'Анжера, местного скульптора, необычайно
плодовитого в первой половине XIX века.