Замок Анжер
Анжер, лежащий на берегах реки Майен, с древнейших времен был занят племенами гордых кельтов, упорно сопротивлявшихся вторжению римлян. В IX веке, по прошествии долгих лет набегов норманнов, Фульк Нерра, граф Анжуйский, воздвиг здесь укрепленный замок. В 1228-1238 гг. Святой Людовик добавил к замку целый комплекс фортификаций. Впоследствии этот ансамбль был еще более расширен при Людовике I, герцоге Анжуйском, и при Людовике II, который приказал здесь построить готическую капеллу.
Одно время Анжер был резиденцией "доброго короля" Рене Анжуйского,
одновременно короля Сицилии и Иерусалима, который вошел в историю
как благодетель своих подданных и блестящий литератор; он любил
праздники, турниры и часто устраивал в замке рыцарские ристалища.
Старинная рукопись, иллюстрированная миниатюрами, автором которой
был сам король Рене, показывает нам ту пышность, с которой
проводились турниры в замке Анжер, где были устроены также вольеры и
зверинцы для экзотических животных.
Наступившая затем долгая пора религиозных войн послужила причиной
упадка замка, и в 1585 году Генрих III приказал его разрушить.
Однако пятиугольная крепость с ее цилиндрическими башнями была
настолько мощной, что удалось снести только островерхие кровли
башен. С приходом к власти Генриха IV работы по сносу здания были
приостановлены, что позволило устроить в замке празднества по случаю
обручения Цезаря Вандомского с Франсуазой Лотарингской.
Внутри замка можно увидеть знаменитую шпалеру на сюжет Апокалипсиса,
заказанную Людовиком I Анжуйским в 1373 году. Эта несравненная серия
тканых картин, первоначально составлявшая в длину 140 метров, была
выполнена Никола Батайем по эскизам Эннекена де Брюжа.
Шпалеры иллюстрируют последнюю книгу Библии - "Откровение Св. Иоанна
Богослова". В 1400 году шпалеры хранились в архиепископстве Арля, а
начиная с 1474 года - в церкви Св. Маврикия в Анжере. Эти гобелены,
исчезнувшие в 1782 году, были обнаружены в 1848 году каноником
Жубером, который предпринял их реставрацию. На каждой картине
присутствует образ Св. Иоанна, принимающего участие в происходящих
событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось удалить
вследствие их плохой сохранности.
Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют загадочный и
аллегорический, подчас трудно толкуемый смысл текстов "Откровения
Св. Иоанна Богослова". На первой картине представлен сюжет со Св.
Иоанном, который по велению Господа, начинает описывать "виденные им
во благо Семь церквей", изображенных в виде капелл.
Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется на всех
гобеленах, особенно на следующих: на гобелене, где Св. Иоанн видит
Мессию в окружении символических атрибутов и персонажей,
изображающих суть Мироздания. После сцены поклонения Мессии следует
изображение Св. Иоанна в слезах, вызванных откровением божественных
тайн после представления Агнца. Всадники Апокалипсиса появляются на
лошадях разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих Господу
Богу. После признания избранных происходят таинства в присутствии
Бога и ангела. В сценах великого землетрясения, огненной звезды и
орла природные стихии разверзаются после четырех первых звуков труб.
Когда в пятый и шестой раз вострубили трубы, хаос Вселенной
множится.
На следующих панно Св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям
семи громовых ударов труб и символически поедает Книгу, взятую из
рук ангела. После того как Иоанн насладился небесной гармонией, идет
повествование о приключениях с двумя свидетелями, спасенными Богом,
о неминуемом пришествии Мессии и о Страшном суде.
Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном в разных
обличьях: в виде дракона, угрожающего миру; нападающего на роженицу,
которую защищает Св. Михаил, и сражающегося против верующих; в виде
морского чудовища и, наконец, в виде земного чудовища.
После этих тревожных сцен космической катастрофы ангелы из Нового
Завета возвещают о разрушении Вавилона и о наказании безбожников.
Спасенные праведники приняты Богом, тогда как на нечестивых
обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их, как гроздья
винограда". За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом
Господним, следует появление трех чудовищ и Вавилона - "матери
мерзости земной", который проваливается в бездну вместе с тремя
чудовищами и Сатаной.
Заканчивается шпалера образом светлого Иерусалима, совершенство
которого познает Св. Иоанн, перед тем как пасть ниц перед Троицей.